25-27 мая на Куликовом поле проходил фестиваль авторской песни. Проведение фестиваля стало традиционным. В месте, где Дон сливается с Непрядвой, каждую весну ставятся палатки, разжигаются костры и всю ночь, под гитарный перебор звучат песни. Фестиваль собрал вместе людей, живущих друг от друга за тысячи километров. У каждого своя судьба, но есть нечто общее, что объединило их сегодня. И это, безусловно, любовь к авторской песне. О фестивале написано много. СМИ работали очень активно. Интернетовские странички пестрят сообщениями о том, как проводился фестиваль, сколько этапов, кто входил в состав жюри, из каких городов приезжали конкурсанты, какое удивительное место Куликово поле, какой потрясающий был фейерверк. Но мне бы хотелось рассказать о неформальной части, о том, что волновало людей, сидящих возле костра. Возле палаток, которые разбил тульский клуб «Бригантина» , собрались очень интересные люди. Среди них не только участники фестиваля, но и те, кто просто любит авторскую песню. Представители различных поколений рассуждали о том, что такое авторская песня сегодня, в чем ее актуальность, почему она так притягательна. Валентина Буталова (клуб «Бригантина», Щекино). Для меня авторская песня, это отдохновение. Кругом суета, когда окунаешься в авторскую песню и приезжаешь на фестиваль, понимаешь - вот это и есть настоящее. Здесь – общение, новые творческие знакомства; здесь природа и новые песни. Впечатления, которые получаешь на фестивале, помогают жить. Это – стимул, своего рода батарейка. Когда рядом люди, которые тебя слушают и понимают твое творчество – это двойное счастье. Михаил Рассихин, (клуб «Бригантина», Тула). Авторская песня – это душевность. Я искал именно это во многих стилях. К сожалению, авторская песня имеет свои стереотипы. Многие считают, что музыканту не проявить себя в этом жанре: три аккорда – и вся музыка. Но это не так. Авторская песня примыкает и к джазу, и к року. Но, что для меня особенно важно, это то, что здесь я могу проявить себя не только как музыкант, но и как человек, тем более что только авторская песня предусматривает общение, которого в других стилях нет. Ольга Иванова, (клуб «Бригантина», Новомосковск). Авторская песня стала частью моей жизни. В ней я ищу себя, свой мир. В песнях я могу выразить то, что не скажешь обычными словами, то о чем не принято говорить. Я пою о душе, о светлых и прекрасных чувствах, о том, что наполняет мое сердце. Фестиваль помогает находить новых друзей, наполнять творчество новыми интересными идеями. Мне уже казалось, что разговор будет безоблачным. Эдакая мило-светская тусовка. Но в разговор вступила Мацнева Ирина, (музыкант-композитор, Щекино). Для меня авторская песня – бой, своего рода миссия, смысл которой наполняет жизнь. Это духовный бой. Бой за нравственность, бой за чистоту. Бой не оружием, а словом, музыкой, душой. Иногда воюешь против пошлости, хамства, а иногда поешь о любви. Иногда протестуешь против подлости, а потом с большей радостью поешь о дружбе. Михаил Рассихин. Когда зарождалась авторская песня, в ней в большей степени слышался социальный протест. Это была смелая гражданская позиция, своего рода андеграунд. Писали, не надеясь быть изданными. Тексты переписывались от руки, концерты проходили не легально. Но, несмотря на запреты, угрозу оказаться в психиатрической больнице люди боролись до конца. Сегодня, на мой взгляд, бороться не за что, Такое явление, как андеграунд себя изжило. Сегодня нужно больше думать о душе. Александр (клуб «Шансон», Щекино). Авторская песня это не только песни о душе, но и песни от души. Собираются люди возле костра. Рождаются песни, которые на больших фестивалях не пойдут. А в узком кругу людей, от души, можно сказать многое: да, безусловно, и о любви, и о душе. Но поют еще и о стране, о родине, о ее судьбе. Лев (клуб «Шансон», Щекино). Вот именно, что в узком кругу. Нет, на фестивале спеть конечно можно, но тех, в чьих стихах правда – не пропускают. Дело в том, что фестивали авторской песни изменили свой имидж. Если судьи находят отклонения от стиля – песню не пропустят. Очень серьезные тексты жюри не всегда склонны понимать. И не важно о чем они – о душе, о стране, скрыт ли в них гражданский протест или философский смысл. Гораздо проще перепеть «изгиб гитары желтой» и ты - «чемпион». Мацнева Ирина. «Изгиб гитары» был написан в 80-е г. Тогда это было актуально. Сегодня авторская песня развивается. Но, члены жюри, которые сейчас в возрасте, забыли, что им когда-то было 20 лет. Когда-то они открывали новую тему в музыке. Когда было «совковое искусство», тогда «изгиб гитары» был актуален. Я бы посоветовала жюри следить за молодежной модой, уважать и ценить ее. Лев (клуб «Шансон», Щекино). Проблема авторской песни сегодня – это позиция жюри, которое не торопится пропускать новаторство и тем самым ограничивает рамки фестивалей, а значит, отталкивает от авторской песни значительную часть молодежи. Вот такой получился разговор. Но закончить статью мне бы хотелось словами слушателя, или как он сам себя представил – стороннего наблюдателя: Григорий (зритель, Липецк). Я люблю это место, люблю ребят за честность. Люблю песни, которые звучали в моем детстве. Сегодня тем, кто вырос на песнях В. Высоцкого и Б. Окуджавы 35-40 лет. У них все по-взрослому. Все сложились в профессиональной сфере, имеют семьи. Кто-то приезжает на джипах, имеет солидные фирмы. Но... песни. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Это своего рода гимн. И ради него мы сегодня здесь. Разговор подслушала Елизавета Сломинская.
|